О возможном нападении на Пёрл-Харбор знали в 1932 году

О возможном нападении на Пёрл-Харбор знали в 1932 году

12 декабря 2018 г.

Мало кто знает, что ещё в 1932 году американский адмирал разработал практически идеальный план атаки на Перл-Харбор, а затем осуществил его во время тактических учений. Военные отказались извлечь из него урок, что позволило японцам нанести сокрушительный удар по той же самой военно-морской базе девятью годами позже.

Гарри Ярнелл (в центре)
Контр-адмирал Гарри Ярнелл был одним из первых поборников авианосцев и палубной авиации, но даже наглядно продемонстрированная им мощь этих родов войск не убедила большую часть генералитета в том, что к этой угрозе надо относиться серьёзно.

Самолёты и авианосцы

Первый самолёт поднялся в воздух всего за 30 лет до описываемых событий, в 1903 году. И почти сразу же военные стали думать, как эту технику можно использовать на поле боя. В разных странах разработка боевой авиации велась с разной скоростью, но в применении к флоту самолёты долгое время рассматривались только как некие высоко расположенные площадки для наблюдения. Во время Первой мировой войны пилоты бомбили вражеские цели, вручную выбрасывая снаряды из кабин. Естественно, это считалось чем-то вроде рискованного трюкачества, а высокопоставленные чины ВМФ США вполне обоснованно не считали летающих каскадёров какой бы то ни было угрозой для своих линкоров.
В период между двумя мировыми войнами пионеры авиации попытались подвести военных к пониманию того, насколько важным станет этот род войск в будущем, уже в следующем крупном вооружённом конфликте. В 1921 году подчинённые армейского генерала Уильяма Митчелла во время учений посредством бомбардировки с воздуха отправили на дно захваченный у немцев линкор типа "Остфрисланд".

Учения 1932 года

Одиннадцать лет спустя контр-адмиралу Ярнеллу было поручено командовать ударной группировкой во время ежегодных учений, призванных проверить надёжность обороны базы ВМФ США в Перл-Харборе. Защищающаяся сторона была уверена, что Ярнелл, как и все его предшественники, будет атаковать линкорами и крейсерами. Однако контр-адмирал решил использовать авианосцы. Он приказал крейсерам остаться около Сан-Диего и сохранять полное радиомолчание, в то время как два авианосца, "Саратога" и "Лексингтон", направились в сопровождении эскорта из трёх эсминцев к Перл-Харбору - под прикрытием бушевавшего тогда в этих местах урагана. Последний факт помог укрыть группировку от наблюдателей и радаров. Утром воскресенья 7 февраля 1932 года флот вышел на позицию атаки.
Условный противник в это время спал сладким сном, точно так же, как 7 декабря 1941 года. И, если не считать того, что японцы использовали в большей степени торпеды, чем авиабомбы, атаки были практически идентичны. Первыми взлетели истребители F-4B. Они на бреющем полёте "расстреляли" аэродром противника, вместе с истребителями, казармами и прочими объектами. За ними следом летели пикирующие бомбардировщики BM-1, которые сбросили осветительные патроны и пакеты с мукой, что должно было показать попадание бомб. Все линкоры и многие другие корабли условного противника были "уничтожены".

Президент Рузвельт и Адмирал Ярнелл

Как и японцы, Ярнелл атаковал с северо-востока в предрассветные часы воскресенья. Судьи, оценивавшие учения, присудили контр-адмиралу победу, однако позже изменили своё решение, когда "защитники" Перл-Харбора пожаловались на то, что против них были использованы подлые приёмы. Среди прочей аргументации особой элегантностью выделялся довод, что воскресное утро - "это неподходящее время для атаки". Кроме того, они поставили под сомнение способность реального врага провести такую операцию.

К несчастью для США, в 1932 году в консульстве, находившемся на Оаху, присутствовали офицеры ВМФ Японии. Они были свидетелями проводившихся учений и ожидаемо ознакомились с сообщениями прессы, описывавшими их. Это позволило отправить вышестоящему руководству положенные в таких случаях отчёты - за 10 лет до японского нападения на тот же самый объект! Большая часть американского генералитета отказалась признать результаты учений, и в 1941 году это стоило жизни тысячам простых солдат и моряков.

Атака 7 декабря 1941 года

Перл-Харбор с самолёта

Однако давайте зададимся вопросом - можно ли было вообще предотвратить японское нападение на Перл-Харбор? Исчерпывающее расследование, проведённое через какое-то время после этой катастрофы, показало, что сокрушительное поражение того дня было связано с множеством разных факторов. Не были учтены предупреждения, прозвучавшие в прошлом, вроде тех же учений 1932 года. Неправильно интерпретировались и не доводились до нужных чинов разведывательные данные. Силы флота были рассеяны по двум театрам военных действий - в Атлантике и на Тихом океане. Однако основная причина всё же заключалась в том, что американцы попросту недооценили японцев.

Корабли в Пёрл-Харбор
Разработчик атаки 1941 года, адмирал Исороку Ямамото, просчитал, что война с США неизбежна и не может завершиться победой. Поэтому Япония должна нанести удар первой, и он должен быть как можно более сокрушительным - чтобы сломить боевой дух противника, цитата, "до той степени, когда он не может быть восстановлен". Адмирал сделал ставку на гигантскую боевую мощь авианосного флота. Подготовка к удару велась в условиях строгой секретности на протяжении одиннадцати месяцев. И, наконец, 26 ноября 1941 года авианосцы отправился в поход через Тихий океан.
Уже на следующий день начальник штаба ВМФ Гарольд Старк, находившийся в Вашингтоне, отправил предупреждение всем военно-морским базам США в Тихом океане. Разведка предположила, что японцы готовятся к боевым действиям на Филиппинах или в Юго-Восточной Азии. Однако, так как в этом сообщении ничего не говорилось о Гавайских островах, адмирал Хазбенд Киммел, командующий Тихоокеанским флотом, не почувствовал угрозы для главной своей базы.

Взлёт Японского бомбардировщика
Уже 7 декабря 1941 года двое рядовых заметили необычно сильные сигналы на своих осциллографах, и сообщили об этом в Форт-Шафтер, где располагался штаб, но им, вероятно, приказали не обращать на это внимания. Последовавшая атака не имела аналогов в истории морских сражений. К Перл-Харбору подошли шесть японских авианосцев, на палубах которых находилось более 350 боевых самолётов.

Перл-Харбор на карте (фото Yandex карты)
Это поражение стало одной из самых позорных страниц в истории США. Было уничтожено и повреждено 19 кораблей и более 300 самолётов. Погибло 2403 американца, ранено - 1178. Потребовалось почти четыре года, чтобы, ценой огромных жертв, заставить японцев сдаться.

Похожие материалы

5645

20 November 2016, 10.15 am / By : Nirob

Adventure Sed ut perspiciatis unde omnis iste natus erro tem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiaque ipsa quae ab illo inventore veritatis perspiciats

Читать дальше

Популярные материалы